пятница, 6 ноября 2015 г.

Минимум для знания делового этикета.

Есть такая хорошая пословица: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". На сей счет имеются исторические ответы, охватывающие суть явления от самого автора слов — Теренция, который создавал комедии и пьесы. А вот мнение современника, которое я прочитала в Интернете на сайте: Большой вопрос.ru: "Фраза основана на древнегреческом мифе и означает, что Юпитер — могущественный бог, поэтому ему многое дозволено. Дозволено потому, что наказать его никто не может. А кто осмелится — тот сам будет им наказан. А бык — это просто животное, которое многие могут обидеть. Вот поэтому быку и не позволено того поведения, которое позволено Юпитеру. Это выражение означает, что каждому человеку дозволено столько, сколько у этого человека могущества и власти. Если мало, то что ни сделай, что ни скажи, всегда несогласные найдутся. А если у человека есть власть, его будут бояться и не будут открыто критиковать его действия, если понимают, что могут за это поплатиться." Вообщем, довольно простое объяснение, особенно есть учесть способность людей открывать для себя старые истины заново. Так как я пишу о работе, будем считать главное, что "позволено Юпитеру" — так это элементарная форма вежливости. А быку — субординация, о которой не стоит забывать ни одному подчиненному.


Начальники, начальники, начальники. А кто им не хочет стать? Может вы или я? Про себя — не уверена, а про вас —тем паче. И все-таки, почему так важно соблюдать быку субординацию с этим самым начальствующим Юпитером, если он не очень симпатичен и фамильярен? И что нами движет, когда мы добровольно соглашаемся на эту самую субординацию. Все просто: деловой этикет, доказывающий, что 40 000 лет назад появился не просто человек, а "человек разумный". Невозможно себе представить работу, где нет кодекса или свода правил о подчинении нижестоящего на карьерной лестнице — вышестоящему. Между прочим, в период людской первобытности, когда человек научился ходить прямо и стал называться гордо питекантропом, тоже были свои правила жизни в коллективе. Правда, тогда существовали только общества сородичей, а не большие производственные компании, магазины или учреждения культуры. И тем не менее, именно трудовая деятельность развивала мышление и физические способности, следом за которыми появилась речь, с помощью нее мы сегодня с вами коммуницируем (или общаемся). То есть каким бы ни был питекантроп, он понимал, без объяснений невозможно построить иерархию и воздействовать на тех нескольких сородичей, с которыми приходится делить все поровну. Со временем равенство закончилось, появились старейшины, будем считать их прототипом современного начальника, оценивающие подчиненных (тогда еще сородичей) с практической стороны дела. Кстати, эти самые первобытные старейшины были очень мудрыми, потому что знали, как связать коллектив воедино и, благодаря им появилось земледелие, скотоводство и производство. Так что, выделяя их в начальники, люди знали на что идут. А на что, собственно? Да все, как обычно, старейшины, они же вожди, год от года (или век от века) становились все богаче и богаче. Общество развивалось. Имущественное неравенство привело к социальному, а затем — к окончательному разделению общества на богатых и бедных. Кстати, во все времена, бедными становились постепенно. И только те, кто работал на уровне с богатыми, но не умел правильно пользоваться полученными гонорарами и другими благами. Хотя, несомненно, трудолюбие больше поощряется, чем лень. Но речь сейчас не об этом.

Цивилизация требовала подчинения. Появилась иерархия, как последовательная система расположения служебных званий от низших к высшим. Начал работать принцип субординации, означающий исключительное послушание младших чинов старшим. Собственно, и само слово переводится с латыни, как "подчинение". Иерархия, если хотите знать, это не только порядок подчинённости, но и принцип управления. Впоследствии иерархия создала нам генеральных, коммерческих и других директоров, как единственный центр подчинения большого количества людей. Что собственно мы и наблюдаем в современных трудовых коллективах. За последнюю тысячу-другую лет, мало что изменилось в субординации (в подчинении). А, впрочем, нужны ли эти изменения, особенно, если в штате сотрудники с разным уровнем культуры, образования, зарплаты и возрастной категории? Если бы не было иерархии, и менеджер мог командовать директором, а уборщица — инженером, представляете сколько сразу бы вылезло наружу противоречий? Думаю, работать было бы некогда, да и некому. Потому устраиваясь на работу не забывайте, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Даже на корпоративе, банкете, обеденном перерыве, перекуре или субботнике, где приходится выполнять грязную работу за себя и за начальника тоже.




Авторские тексты